Трёхбалтаевская   

   средняя 

общеобразовательная школа             

 

Прогамма "Одаренные дети"

 

Согласовано                                                                                              Утверждаю

Начальник отдела образования,                                  Директор МОУ «Трёхбалтаевская СОШ»         

молодёжной политики и культуры                                            _________________ И.Р.Валиев

администрации Шемуршинского района                           Приказ № 123  от  30.08.2008 г  

_______________Н.Г. Игнатьева                                                            

    «___» «__________» 2008 г 

 

 

Программа

«Одарённые дети»

 

 с.Трёхбалтаево, 2008 г

Содержание

 

 

1.     Состояние проблемы…………………………………………………………..…3

2.     Исходные условия реализации программы..………………………………..….4

3.     Описание программы…..……………………………………………………..….6

     3.1  Цели и задачи программы..……………………………………………..…..7

     3.2  Ожидаемые результаты…………………………………………………..…8

     3.3  Критерии оценки результатов…………………………………………..….8

     3.4  Формы и способы организации работы над программой……………..…9

4. Система обеспечения реализации программы…..…………………………..…11

4.1  Нормативно-правовая база …………………………..……………………11

4.2  Система управления программой...…………………………………...…..11

4.3  Кадровое обеспечение программы..………………………………...…….11

4.4  План работы по реализации программы   на 2008-2009 учебный год….11

Приложения 1-2 ........................................................................................................12

     Приложение 1. План работы по реализации программы    .............................12

 

     Приложение 2. Список рекомендуемой литературы по теме «Обучение и

                                развитие одарённых детей»…………………………………..17

 

 

                                                               1.    Состояние проблемы

         В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.        Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

         В  этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.   Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1.     Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2.     Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.

3.     Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4.     Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

5.     Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития природных задатков школьников.

6.     Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

     Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.

 

     Понимая, что обучение одаренных детей – глобальная педагогическая проблема, авторский коллектив МОУ «Трёхбалтаевская СОШ» разработал программу  «Одарённые дети», направленный на поэтапное решение проблем образования и воспитания одарённых детей. Программа  будет реализовываться в период с 2008 до 2010 года.

     

 

 

 

2.    Исходные условия реализации программы

     В целях выявления интеллектуально одарённых учащихся и развития у детей интереса и способностей в школе регулярно по всем предметам  проходят олимпиады.  Победители школьных олимпиад участвовали на районных олимпиадах и занимали призовые места. В прошедшем  учебном году 15 призовых мест, а в прошлом году – 10.  Шесть учеников  нашей школы приняли участие на республиканской олимпиаде. Ученица 10 а класса Билалова Гульнара  заняла I место в республике  и II место на Всероссийской олимпиаде по татарскому языку и литературе.

 В прошедшем  учебном году был объявлен районный конкурс сочинений «Сердце матери». Наши учащиеся  на этом конкурсе приняли активное участие и заняли призовые места.  Все работы были отправлены на республиканский конкурс.

             На республиканском конкурсе сочинений «О великий,  могучий, правдивый и свободный русский язык» ученица 11а класса Хамидуллова Ландыш заняла III место по району и была удостоена диплома победителя  по Республике (учитель Невметова Э.К.). На районном конкурсе сочинений «История моей семьи» ученица 8а класса Матвеева Е. заняла II место (учитель Чайкина А.В.).

             В нашей школе есть учащиеся,  интересующиеся историей развития русского языка. Ученица 9 класса Габитова В. со своей исследовательской работой « Фонетика-это интересно» заняла II место в  районе.

             Очень активно участвовали наши воспитанники  на конкурсе сочинений «Если бы я был депутатом …». За содержательные работы всем участникам районная избирательная комиссия объявила благодарность.       

  В этом учебном году 92 (41%) ученика приняли участие в интеллектуальной игре «Русский медвежонок» и 9(14%)  из  них получили дипломы.

             Неплохие результаты показали наши ученики и на районной олимпиаде по русскому языку. Ученица 10 класса Хамдеева Р. заняла 2 место по русской литературе( учитель Чайкина А.В.).

            Учителями русского языка и литературы проводилась предметная неделя, в работе которой с большим интересом и желанием участвовали учащиеся 5-11 классов.           

                 Учащиеся старшей ступени приняли активное участие на дистанционной олимпиаде по математике. 13 выпускников 9,11 классов приняли участие на международном конкурсе «Кенгуру-выпускникам».     69 учеников нашей школы приняли участие на международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру» и многие удостоились диплома (в прошлом учебном году тоже 64). Учащиеся 7-10 классов участвовали на осеннем и весеннем турнире городов по математике, где Билалова Г.(10 кл.) и Габитова В.(9кл.) стали победителями и удостоились  диплома. В этом учебном году ученица 10 класса Хамдеева Р., с работой «Теорема Стюарта», участвовала на районной научно-практической конференции, где заняла 4 место (рук. Стратилатова П.В.).

Урок Галины Николаевны с применением ИКТ занял в районе III место. И она награждена Грамотой районного отдела образования и ценным призом. 

В этом году ученик  10 класса Фасхутдинов Ильнур занял I место на районной олимпиаде по экологии  и  II место по биологии (учитель Валиев И.Р).

Каждый год проводится неделя истории с различными викторинами. (учитель истории Хакимова С.К.).  Ученица 9 а класса Кузьмина Алёна заняла   III место на районной научно - практической конференции. В этом учебном году 32 ученика приняли  участие на всероссийском конкурсе «Золотое РУНО».

Молодой специалист Азизов А.И. сумел привить трудовые навыки  учащимся и получил отличный результат: ученики 11 а класса Алеев Альберт и Гебейдуллов Ирек заняли 2,3 места на районной олимпиаде. 

В этом учебном году команды нашей школы по всем видам спорта показывали хорошие результаты. На районной олимпиаде по физической культуре участвовали 6 учащихся и все они заняли призовые места:

Хамидуллов Д.-3 место

Микасев И.-1 место

Алимов Р.-3 место

Кузьмина А.-2 место

Закирова М.-2 место

Краснова Н.-1 место (в прошлом учебном году – 3). Победители защищали честь района в республике.

        

Однако, несмотря на имеющийся опыт работы с одарёнными детьми,  педагоги школы, так же как педагоги других общеобразовательных школ,  нередко проявляют неуверенность в определении вида одаренности, в выборе форм и методов работы с одарёнными детьми, не в полном объеме могут оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей.

 

         Таким образом, программа «Одарённые дети» предусматривает комплексное решение обозначенных проблем через создание системы работы с одарёнными детьми возрастного диапазона от 7 до 17 лет.  Система работы с одарёнными детьми в МОУ «Трёхбалтаевская СОШ», как нам кажется, может служить для определения оптимальных путей создания системы работы с одарёнными детьми в других общеобразовательных учреждениях Шемуршинского района.

 

 

 

 

 

3. Описание программы.

3.1  Цели и задачи программы.

 

         Для определения и уточнения целей и задач программы  необходимо дать определение одаренности. Авторский коллектив опирался на понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», изложенные в рабочей концепции одаренности федеральной целевой подпрограммы «Одаренные дети» (составная часть программы «Дети России» на 2003-2006 годы, утверждённой распоряжением Министра образования Российской Федерации № 780-28 от 19.06.2003 г.).

 

         Одаренность –

1.     одаренность, которая проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

2.     качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

 

         Одаренные дети –

1.     дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

2.     дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

       Одаренность интеллектуальная –

такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.

       Одарённость творческая –

такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой  деятельности по сравнению с другими людьми.

 

        

         Цель программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

 

         Задачи:

1.     Создать банк данных "Одаренный  ребёнок".

2.     Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.

3.     Подготовить квалифицированные кадры для работы с одаренными детьми.

4.     Провести мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению выполнения программы.

5.     Сформировать творческую среду в ОУ для развития одаренности детей и подростков.

6.     Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.  

7.     Оформить и распространить полученный опыт.

 

Однако для достижения поставленной цели необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а также содержание обучения и воспитания на каждой ступени образования в школе с учётом реализации принципа преемственности при организации образовательной деятельности с начального школьного возраста до выпуска из 11 класса. Поэтому  задачи работы с одарёнными детьми на разных ступенях мы видим в следующем:

 

В  начальной школе:

1.     определение и развитие творческого потенциала школьников;

  1. развитие интереса к исследовательской деятельности;
  2. формирование основ теоретического мышления;

4.     формирование устойчивого интереса и мотивации к будущей учебной деятельности.

В основной школе:

1.     развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

2.     формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;

3.     овладение элементами исследовательской деятельности;

  1. формирование основ теоретического мышления;

 

В старшей школе:

1.     развитие интеллектуальной и творческой активности воспитанников;

  1. формирование устойчивой мотивации к интеллектуальной и творческой деятельности;
  2. овладение методами исследовательской деятельности;
  3. развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности;

 

Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности, имеющихся в МОУ «Трёхбалтаевская СОШ»

 

3.2               Ожидаемые результаты.

 

1.     Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2.     Создание системы работы с одаренными детьми.

3.     Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

4.     Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.

5.     Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми в различных областях знаний.

6.     Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

7.     Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

 

 

 

3.3  Критерии оценки результатов.

 

Результативность реализации программы  будет оцениваться следующим образом:

Качественная оценка:

1.     результаты опроса родителей;

2.     выполнение рабочего плана реализации проекта, достижение конкретных ожидаемых результатов;

3.     прохождение педагогами школы курсовой подготовки по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Количественная оценка:

1.     количество созданных инновационных программ, прошедших утверждение на  экспертных  советах разного уровня;

2.     охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в ОУ, в % от общего числа учащихся;

3.     число медалистов в % от общего числа выпускников 11 классов;

4.     увеличение количества призеров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;

5.     повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми, в % к общему числу педагогов;

6.     количество публикаций педагогов школы  по данной проблеме;

7.     количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.).

 

               3.4 Формы и способы организации работы над  программой

 

Программа «Одарённые дети» будет реализовываться на базе МОУ «Трёхбалтаевская СОШ» в течение 2008 – 2010 учебных годов творческой группой, в состав которой войдут: директор школы, заместители директора, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог,  педагоги дополнительного образования, привлечённые специалисты. Специалисты творческой группы будут разрабатывать, организовывать и проводить тематические мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми; отрабатывать методики и программы; осуществлять методическое и информационное обеспечение выполнения программы и другое.

 

Реализация программы «Одарённые дети»  будет проходить в несколько этапов:

 

Первый этапорганизационный (сентябрь – декабрь 2008г.). Работа на данном этапе включает в себя: создание необходимой  нормативно-правовой и материально-технической базы;  формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития, заключение договоров с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями и предприятиями Шемуршинского района, Чувашской Республики  об оказании помощи в реализации программы.

Второй этапреализация программы  (декабрь 2008 г.– декабрь 2009г.) связан с непосредственной работой с одаренными учащимися.

          На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми.  На данном этапе предусмотрена реализация следующих направлений:

 

Координационное направление:

  • Нормативно - правовое обеспечение  работы программы

·         Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком

 

Кадровое направление:

  • Определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми.

·         Создание программы дальнейшего повышения квалификации педагогов школы по овладению современными технологиями и методиками работы с одаренными детьми.

  • Повышение квалификации педагогов работающих с одарёнными детьми на разных уровнях.

 

  • Создание творческой группы, реализующей цель программы

 

     Научно- исследовательское направление:

  • Проведение диагностики одаренных детей.

·         Диагностика условий обучения и развития одаренных детей, в том числе кадровых

  • Создание банка данных одаренных детей.

 

Научно-методическое направление:

  • Пополнение библиотечного фонда школы литературой по обучению и развитию одарённых детей.
  • Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

·         Адаптация и модификация образовательных программ, а также разработка и апробация инновационных программ, направленных на удовлетворение образовательных потребностей одарённых детей.  

·         Создание авторских методических материалов для работы с одаренными детьми.

  • Информационная и методическая поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
  • Создание на сайте школы странички «Одарённые дети!».

 

Организационное  направление:

·         Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

·         Организация экспериментального обучения с использованием образовательного ресурса Интернет-школы «Просвещение.ru» и т.п. для углубленного изучения отдельных предметов.

·         Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

 

  Третий этап аналитический (окончание 2010 уч.года).

На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, представить результаты и опыт работы среди педагогической общественности, определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план – программу дальнейшей  работы в этом направлении, издание методических материалов, отражающих опыт проведённой работы. 

 

Мероприятия данного этапа:

 

·         Представление педагогической общественности результатов экспериментальной работы через проведение тематических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.).

          

 4.  Система обеспечения реализации программы

 4.1  Нормативно-правовая база

1.     Устав МОУ «Трёхбалтаевская СОШ»

2.     Программа развития МОУ «Трёхбалтаевская СОШ»

3.     Положение о стратовой системе дифференцирования обучения учащихся

4.     Положение о порядке проведения школьной предметной олимпиады

5.     Положение о портфолио –форме оценки достижений ученика

6.     Положение о научно-практической конференции учащихся

 

 

4.2    Система управления программой «Одарённые дети»

         Общее руководство  и контроль за ходом выполнения плановых мероприятий осуществляется директором школы.

Непосредственное руководство по внедрению и ходу исполнения осуществляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

         Исполнители программы представляют информацию о результатах  выполнения запланированных мероприятий (приложение 1)

 

4.3    Кадровое обеспечение программы

В состав группы по реализации программы включены:

§        заместители директора по УВР и ВР школы;

§        заместитель директора по ИКТ

§        учителя-предметники,

§        классные руководители

§        педагог-психолог,

§        социальный педагог,

§        зав. школьной библиотеки

 

4.4  План работы по реализации программы  на ближайший год

         В ближайший год  работа по программе «Одарённые дети» будет проводиться в соответствии планом работы по реализации программы на  2008-2009 г  (Приложение 1).

 

 

 


 

Приложение 1

                                                              Утверждаю

                                                             Директор МОУ «Трёхбалтаевская СОШ»                     И.Р. Валиев

 

                   План мероприятий по реализации программы «Одарённые дети» на 2008-2009 учебный год

                                

Направление работы

Мероприятие

Целевая группа

Сроки

Ответственные

Координационное направление

Создание нормативно- правовой базы программы

-

Сентябрь-октябрь

2008г

Валиев И.Р..

Камалтдинова Д.К.

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком

 

 

Декабрь 2008 г

Камалтдинова Д.К.

 

 

Кадровое направление

Проведение мониторинга по определению критериев эффективности педагогической работы с одарёнными детьми

-

сентябрь-октябрь 2008г.

Камалтдинова Д.К.

Создание программы дальнейшего повышения квалификации педагогов по овладению современными технологиями и методиками работы с одаренными детьми

педагоги, работающие с одарёнными детьми

Сентябрь 2008 г

Камалтдинова Д.К.

Повышение квалификации педагогов работающих с одарёнными детьми на разных уровнях

 

педагоги школы

в течение года

Иванова Г.Н., Камалтдинова Д.К.

Создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий

 

 

-

в течение года

ВалиевИ.Р. Камалтдинова Д.К.

 

Научно-исследовательское направление

Проведение констатирующей диагностики признаков одарённости у воспитанников школы

Учащиеся школы

сентябрь- ноябрь 2008 г

Габитов Х.М.

Диагностика условий обучения и развития одаренных детей

 

-

сентябрь-октябрь 2008г.

Камалтдинова Д.К.

Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети»

 

-

Ноябрь 2008 г

Камалтдинова Д.К.

Систематический контроль и мониторинг  выполнения программы

 

Учащиеся, педагоги школы

в течение года

Валиев И.Р., Камалтдинова Д.К.

 

Научно-методическое направление

Пополнение библиотечного фонда школы литературой по обучению и развитию одарённых детей

-

В течении года

Валиева Г.К.

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми

-

В течении года

Камалтдинова Д.К.

 

Адаптация и модификация образовательных программ, а также разработка и апробация инновационных образовательных программ поддержки и развития одаренных детей

педагоги школы

в течение года

Камалтдинова Д.К.

 

Создание авторских методических материалов для работы с одаренными детьми

педагоги школы

в течение года

Камалтдинова Д.К.

 

Создание на сайте школы баннера «Одарённые дети»

 

педагогическая общественность, родители и все заинтересованные лица

Декабрь 2008г

 

Фасхутдинов А.Р.

 

Взаимодействие с органами управления образованием, образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, организациями и ведомствами, заинтересованными структурами по работе с одаренными детьми в области информационных технологий

 

в течение года

 

Камалтдинова Д.К.

Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Публикации.

 

педагоги школы

в течение года

Камалтдинова Д.К.

 

 

Организационное   направление

Организация дистанционного обучения одарённых учащихся в открытых колледжах и т.п.

Учащиеся школы

 

В течении года

Яковлева Г.Н.

 

Организация и проведение школьных олимпиад

учащиеся,

педагоги школы

в течение года

Камалтдинова Д.К.

 

Организация и проведение научно-практической конференции по результатам научно-исследовательской деятельности учащихся

Учащиеся, педагоги школы

Ноябрь    2008 г

Камалтдинова Д.К.

Организация на базе школы работы по проблеме  «Психологическое сопровождение одарённости»

Психолог  и социально-психологическая служба района

Январь-май 2009г.

Габитов Х.М., методисты районного отдела образования

Проведение в ОУ педагогического совета «Детская одарённость и формы организации учебной и воспитывающей деятельности»

педагоги школы

январь

2009г.

 

Валиев И.Р.

Семинар «Развитие речи учащихся, как главное условие успешного обучения младших школьников»

учителя начальных классов,

зав. библиотекой, воспитатель ГПД 

Февраль 2009г.

Стратилатова Г.А.

Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми»

педагог-психолог, социальный работник, классные руководители ОУ

март 2009г.

Габитов Х.М., Сергеева Л.И.

Мастер-класс «Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми»

педагоги ОУ работающие с одаренными детьми

Январь- май  2009г.

Яковлева Г.Н.

 

Создание и  организация работы интеллектуальных клубов  

«Эрудит» (для учащихся 9-11 классов)   и

«Знатоки» (для учащихся 2-4 классов)

учащиеся с более высоким уровнем общего умственного развития

Январь 2009

Камалтдинова Д.К., учителя -предметники

 

 

Проведение «предметных недель», в рамках которой:

- проведение интеллектуальных игр,

- круглых столов, викторин и т.д.

- творческих вечеров и т.д.

 

 

учащиеся и педагоги школы,

родители

 

В течении года

Камалтдинова Д.К.,

Яковлева Г.Н., учителя-предметники

 

Проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»

учащиеся и педагоги школы,

родители,

специалисты системы образования

Февраль 2009 г

Администрация школы

Организация книжной выставки «Одарённые дети»

Педагоги школы, родители

Январь 2009 г

Валиева Г.К.

Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня

интеллектуально одарённые дети

в течение года

Педагоги школы

Организация участия учащихся в интеллектуальных и творческих олимпиадах, конкурсах, играх, проектах  и т.п. различного уровня

 

учащиеся школы

в течение года

Камалтдинова Д.К.

Яковлева Г.Н.

Сандркина С.Р.
педагоги школы

Консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей

родители

по запросу

Психолог

Габитов Х.М., классные руководители

 

Проведение внеплановых мероприятий

 

-

по мере необходимости

Камалтдинова Д.К.

Анализ промежуточных итогов проведённой  работы  по программе

Заместитель директора по УВР

май 2009г.

Камалтдинова Д.К.

 

 

Приложение 2

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

«ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»

 

Статьи

    1. Алексеева Е.М. Второклассники и конференция. Опыт работы по программе Н.Б.Шумаковой "Одаренный ребенок" // Начальная школа.-2001.-N 10.-С.66-70.

    2. Андронова Р.Е., Марков А.В., Романов О.В. Опыт формирования творчески одаренной личности в лицейских классах технического профиля// География в школе.-1998.-N 2.С.68-71.

     3. А вдруг вы гений?: Тест  // Педагогический калейдоскоп.-1997.-N 44.-С.10.

     4. Асмолов А. Оптимистическая трагедия одаренности /Талантливый ученик начинается с талантливого учителя/ // Первое сентября.-1995.-6 июня.- С.2.

     5. Асмолов А. Разрушение мифа о равенстве: /Об историко-эволюци-он­ном смысле программы "Одаренные дети" // Учительская газета.-1995.-N 44.-С.21.

     6. Асмолова Л.М. Педагогическая система работы с одаренными деть­ми в гимназии-лаборатории № 1514 // Образование.-1999.-N 4.-С.43-67.

     7. Афанасьева Т.   Нестандартные дети // Воспитание школьников.-2001.-N 8.-С.4-10.

     8. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность // Начальная школа: плюс-минус.-2000.-N 3.-С.29-35.

     9. Баскаков А.Н. Из опыта работы с одаренными детьми школы №1205 с углубленным изучением иностранных языков // Образование.-1999.-N 4.-С. 76-82.

     10. Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.-2004.-N 7.-С.83-87.

     11. Белехов Ю.Н. Организация работы с интеллектуально одаренными учащимися в системе образовательного округа (районный и городской уровень)  // Дополнительное образование.-2001.-N 12.-С.38-43.

     12.   Белова Е.   Одаренные дети в детстве  // Дошкольное воспитание.-1996.-N 10.-С.78-87.

    13. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // Завуч.-2001.-N 4.-С. 39-44.

    14. Битянова М. Сложный узор одаренности // Школьный психолог. Прил. к  газ. Первое сент.- 1998.-№ 37.-С.12.

     15. Богоявленская Д. Основные направления разработки и развития "Ра­бочей концепции одаренности" // Лучшие страницы педагогической прессы.-2004.-N 1.-С.81-87.

     16. Богоявленская Д. Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование.-2000.-№ 4.-С. 5-13.

     17. Богоявленская М. “Исчезновение” одаренности: Школьные проблемы, связанные с опережающим развитием // Школьный психолог.-2004.-№ 46.-С.5-7.

     18. Богоявленская М. Дар богов или все дети талантливы: Школьные проблемы одаренных детей // Школьный психолог.-2004.-№ 42.-С. 12-13.

     19. Богоявленская М. Право на ошибку: Школьные проблемы одаренных детей. Мотивация. // Школьный психолог.-2004.-№ 45.-С.24-26.

     20.  Буторина Н., Григорьевских В. "Белая ворона" дома, у психолога и в школе // Народное образование.-1996.-N8.-С.15-19.

     21. Быстрицкая Я. Икс - величина постоянная: Школа-лицей для одарен­ных // Управление школой.-1997.-N 43.-С.12-13.

     22.Варенцова Н. К вопросу обучения грамоте одаренных дошкольников // Дошкольное воспитание.-2000.-N 8.-С.51-57.

     23.Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.-2003.-N 6.-С.17-31.

      24. Волков В. Ты талантлив, как каждый из нас... // Учитель года: лучшее от лучших.-2001.-N 2.-С.47-48.

      25. Гаврилова Е. "Одаренность-это проблема?" // Обруч.-1999.-№ 3. -С.36-37.

      26. Гафурова Н.В Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одаренности учащихся на этапе "школа-вуз" // Инновации в образовании.2004.N 4.С.119-129.

      27. Гарбер Е. И. Способности: природа и развитие//Школа и производство.2004.№ 1.С.12.

      28. Гинненфельд Э. Как формировать гуманитарные способности // Народное образование.-1996.-N 8.-С.37-39.

      29. Гончарова О.В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка // Начальная школа: плюс До и После.-2003.-N 10.-С.24-27.

     30. Горелова Г, Степанов В. И вырастет талант...: Проблемы одаренно­сти // Народное образование.-1996.-N 8.-С.20-21.

     31. Горькова Л.Н. Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование.-2001.-N 11.-С.15-16.

    32. Данилова М. Вундеркинды. Одаренность: условия выживания // Мир школы.-2002.-N 2.-С.49-61.

    33. Дашковская О. Талант есть чудо не случайное // Управление школой. Прил. к газ. ПС.-1999.-№ 32.-С.3-4.

    34. Демченкова Н., Леснякова Т. Помочь школе найти таланты // Управление школой. Прил. к газ. ПС.-2004.-N 35.-С.22-23.

    35. Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников.-2002.-N 1.-С.48-50.

     36. Доклад Т. Хаджидеметриу об образовании одаренных детей  // Образование.-1999.-N 4.-С.9-17.

     37. Долматова Т.А., Лобанова Е.Е. Из опыта роботы по совершенство­ванию системы подготовки одаренных учащихся ЦРТДЮ г. Кисловодска // До­полнительное образование.-2001.-N 7-8.-С.15-18.

     38. Дружинин В. Умными рождаются, талантливыми становятся // Обруч. 1999.№ 3. С.3-4.

    39. Евченко Е. Развиваем интеллект // Народное образование.-1996. -N 8.-С.32-34.

    40. Ефимович В.А. Детский интеллектуальный клуб в школе // Класс­ный руководитель.-2000.-N 5.-С.77-86.

    41. Железнов В.А. Из опыта работы с одаренными детьми гимназии 1534 // Образование.-1999.-N 4.-С.91-94.

   42. Жигайлов А.В. и др. Воспитательная система "Человек успеха" // Образование.-2002.-N 5.-С.60-87.

  43.  Жулев В.   Дар  // Управление школой.-1997.-N 43.-С.11.

   44. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми //Завуч.-2000.-N 1.-С.107-115.

    45. Зайцева В. Экология-категория мировоззренческая: Работа с ода­ренными детьми по биологии во Дворце творчества // Народное образование.-1996.-N 8.-С.74-75.

    46. Збираник Т., Яковлева И. Интеллектуальный марафон в школе: поиск способных // Народное образование.-2001.-N 1.-С.188-191.

    47. Зверик А.П. Тест на выявление технической одаренности // Шко­ла и производство.-1994.-N 2.-С.33-34.

    48. Зверик А.П. Психологический практикум: проблемы выявления тех­нически одаренной личности // Образование.-2000.-N 1.-с.118-123.

    49. Зиннатуллина И. Назовите формулы пирита: Работа с одаренными детьми на уроках химии // Учит. газ.-1998.-N 26.-С718.

     50. Ивлюшкина Г.А. Работа с одаренными детьми в условиях массовой школы. Из опыта работы школы №1191 г. Москвы // Начальная школа:плюс-ми­нус.-2001.-N 12.-С.31-32.

     51. Иоголевич А. В семье - "ненормальный" ребенок...: Детская одарен­ность // Народное образование.-1996.-N 8,С.10-14.

     52. Как измерить талант?: Тест-анкета для обследования предрасполо-женности ребенка к различным видам человеческой деятельности  //Обруч.-1999.-N 1.-С.11-13.

     53. Калиш И.В. Федеральная целевая программа "Одаренные дети": опыт реализации, перспективы // Внешкольник.-2003.-N 1.-С.10-13.

     54.  Капитонова Т.   Вундеркинды за партой  // Народное образование.-1996.-N 8.-С.66-69.

    55. Когда рождаются таланты?: Таблица возраста родителей в год рождения известных талантов.  // Управление школой. Прил. к газ. ПС-1997.-N 43.-С.16.

    56.  Коноплева Н.   Легко ли быть вундеркиндом?  // Директор школы.- 2004.-N 3.-С.54-59.

    57. Круглова Л. Что делает человека счастливым?: Проблема одаренно­сти // Народное образование.-1996.-N 8.-С.26-28.

    58. Кузнецова О.О. Комплексно-целевая программа "Интеллект" // Завуч.2000.N 1.С.77-95.

    59.   Кулемзина А.   Центр детской одаренности  // Обруч.-1999.-№ 3.- С.7-9.

    60. Кулемзина А. Отношения: одаренный ребенок - образовательная сис­тема // Лучшие страницы педагогической прессы.-2002.-N 6.-С.71-78.

     61. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных де­тей // Педагогика.-2003.-N 6.-С.27-32.

     62.  Кулемзина В.   "Ловушки" в педагогике детской одаренности //Учитель.- 2003.- № 4.- С.76-81.

     63. Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагности­ке детской одаренности // Вопросы психологии.-1995.-N 2.-С.59-65.

     64. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспе­кты развивающего образования // Педагогика.-1996.-N 6.-С.25-30.

     65. Лебедева Л.Д. Арттерапия в работе с одаренными детьми // Образование.-2000.-N 1.-с.115-118.

     66. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов // Началь­ная школа.-2003.-N 1.-С.80-83.

     67. Лейтес Н.   Что значит "Одаренный ребенок"?  // Искусство в шк.- 2003.-N 3.-С.3-7.

     68. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психо­логии.-2003.-N 4.-С.13-18.

     69. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования //

Дополнительное образование.-2002.-N 9.-С.13-17.

     70. Лукаш Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески ода­ренных детей в России и в США // Вопросы психологии.-2004.-N 4.-С.22-30.

     71. Маанди М. "Прыжок тигра" в ХХ1 век...: Центр искусств для ода­ренных детей // Народное образование.-1998.-N 3.-С.152-158.

      72. Макаров В., Старшинов Б. Одаренный ученик - социальная личность или эгоист? // Лучшие страницы педагогической прессы.-2003.-N 3.-С.90-94.

      73. Маркова Н. Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности / Н. Г. Маркова, Н. Н. Бац // Психологическая наука и образование.2002.№ 1.С. 51-58.

      74. Марченко О.И. Одаренные дети и информационная сеть Интернет // Образование.-1999.-N 4.-С.24-30.

      75. Матвеева М. Синдром отличника // Здоровье детей.-2003.-№ 17.-С.10-11.

      76.  Матвеева Л.В. Одаренный ребенок в кругу сверстников и взрослых // Начальная школа.-2003.-N 6.-С.19-21.

      77. Маяцкая В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка // Внешкольник.-2003.-N 2.-С.15-16.

      78. Мелик-Пашаев А. О художественной одаренности возрастной и индивидуальной // Искусство в шк.-2003.-N 3.-С.7-12.

      79. Мелик-Пашаев А.А. О явном и тайном в детской художественной одаренности // Начальная школа: плюс-минус.-2000.-N 3.-С.18-22.

      80. Мельникова Е.Л. Учить... учителей!: Подготовка учителей к работе с одаренными // Начальная школа: плюс-минус.-1999.-N 1.-С.72-75.

      81. Мельникова Е.Л. Работать с одаренными  детьми - здесь и сейчас! // На­чальная школа: плюс-минус.-2000.-N 3.-С.23-28.

     82.      Методы выявления одаренности  // Образование.-1999.-N 4.-С.31-42.

       83. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа.-2004.-N 6.-С.33-42.

       84. Мифаева Ю., Ушаков Д. Одаренный ребенок имеет право стать та­лантливым // Управление школой.-1997.-N 43.-С.5-6.

       85. Никитина Г.С., Богоявленская Д.Б. Педагогическая система работы с одаренными детьми в школе-лаборатории 1265 с углубленным изучением французского языка  // Образование.-1999.-N 4.-С.83-90.

       86. Об организации работы по реализации подпрограммы "Одаренные дети" Федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы" // Вестник образования.-2004.-N 5.-С.27-39.

        87. О мерах по поддержке одаренных детей и подростков, обучающих-ся в образовательных учреждениях города //Практика административной работы в шк. 2003. № 5. С.58-60.

       88.  Панов В.   Не только дар, но и испытание  // Директор школы.- 2000.-N 3.-С.56-62.

        89. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа:плюс-минус.-2000.-N 3.-С.3-10.

       90. Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Пе­дагогика.-2001.-N 4.-С.30-44.

    91.  Панов В.И.   Одаренность как педагогический феномен// Допол-нительное образование. 2003. № 7. С.3-6.

        92. Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми // Педагогика.-2004.-N 2.-С.99--101.

        93. Пасевич В.А. Станут ли вундеркинды гроссмейстерами, или Как ра­ботать с сильнейшими учениками // Открытая школа .-2002.-N 2.-С.5-8.

        94. Пассоу А.Г. Обучение одаренных детей (К истории вопроса) // Воспитание школьников.-2004.-N 2.-С.47-52.

        95. Перова Н. Раннее развитие ребенка: Одаренные дети: Теория Масса­ру Ибука // Мир образования.-1996.-N 4.-С.61-66.

      96. Подпрограмма "Одаренные дети" Федеральной целевой программ-мы "Дети России" на 2003-2006 годы  // Внешкольник. 2003.-N 1.-С.3-7.

       97. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: Плюс-минус.-2000.-N 3.-С.58-65.

      98. Почем килограмм славы: Одаренные дети  // Учит. газ. 1998.-N 21.-С.6.

        99. Пуфаль-Струзик И. Препятствия в развитии одаренных учеников в школьных условиях // Психологическая наука и образование.1999, № 3-4.-С. 66-70.

       100.  Разработка и моделирование системы образования для интеллектуально одаренных детей в специализированном учебно-научном центре субъ­екта Федерации. Специализированный учебно-научный центр Республики Тыва // Управление школы. Прил. к газ. ПС. -2003.-N 32.-С.7-10.

      101.  Растегаева О.   У каждого ребенка свой дар  // Директор школы.1997.N 25.С.46-50.

        102. Рекомендации по составлению республиканских и территори-альных программ "Социальные аспекты сохранения и развития интел-лектуальной эли­ты города, региона, республика"  // Образование.-2002.-N 1.-С.75-95.

        103.  Рекомендация 1248, относящаяся к образованию одаренных детей

 (Принята 7 октября 1994 г.)  // Образование.-1999.-N 4.-С.17-18. Управление школой. Прил. к газ. ПС. 1997. № 43. С.6.

        104. Российские учреждения, работающие с одаренными детьми//Школьный психолог.-1998.-№ 37.-С.13.

       105. Савельева И.Г. Организация работы с одаренными детьми // Шко­ла.2001.N 4.С.20-23.

        106. Савенков А. Особенности психосоциального развития одаренных детей // Народное образование.-1999.-N 5.-С.281-283.

        107. Савенков А. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения// Директор школы.-1999.-N 5.-С.55-63.

        108. Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошколь­ного образования // Дошкольное воспитание.-1999.-N 12.-С.2-14.

        109.  Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // На­родное образование.-1999.-N 9.-С.183-185.

      110. Савенков А. Одаренность: генотип или среда развития ребенка? // Народное образование.-1999.-N 9.-C.312-316.

      111. Савенков А. Одаренные дети в массовой школе // Начальная шко­ла. Прил. к газ. ПС.-2003.-N 10.-С.3-4.

      112. Савенков А. Программа "Одаренный ребенок в массовой школе" // Начальная школа. Прил. к газ. ПС.-2003.-N 29.-С.15,№ 30.-С.14.

      113. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одарен­ности // Педагогика.-1998.-N 3.-С.24-29.

      114. Савенков А.И. Детская одаренность и школьное обучение: Теорети­ческая модель обогащения содержания образования // Школьные технологии. -1999.-№ 1-2.-С.121-131.

       115. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа.-2000.-N 1.-С.94-100.

       116. Савенков А.И. Принципы разработки учебных программ для одарен­ных детей // Педагогика.-1999.-N 3.-C.97-101.

        117.Савенков А.И. Идентификация одаренных детей как педагогическая проблема // Школьные технологии.-2000.-N 1.-С.236-244.

        118. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогичес­кая проблема // Педагогика.-2000.-N 10.-С.87-94.

        119. Савенков А.И. Методики диагностики одаренности младших школь­ников // Практика административной работы в шк.-2002.-N 6.-С.54-62.

       120. Сапрыкин В. Энергия вдохновляет: Гимназия искусств // Народное образование.-1998.-N 1.-C.92-94.

         121. Сафронова А.С. Модель развития и поддержки творческой одарен­ности детей // Бюллетень программно-мет. мат-ов для учреждений доп. образования детей.-2002.-N 4.-С.4-5.

       122. Синагатуллин И.М., Хаева Т.М. Некоторые вопросы обучения иност­ранному языку талантливых детей в малокомплектной школе // Иностранные языки в шк.-2001.-N 4.-С.18-22.

       123. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Особенности личности и роль пе­дагога в развитии одаренности // Лучшие страницы педагогической прессы.-2002.-N 3.-С.74-83.

124.    Степанов С. Талантлив ли ваш ребенок? (Тест) // Здоровье детей.-2003.-№ 9.-С.22.

125.               Степанова М. А. Интеллектуальная собственность на “интеллектуальную одаренность” // Вопросы психологии.-2003.-№ 6.-С. 106-111.

126.               Стрельцова В. Станет ли вундеркинд гением? // Здоровье детей.-2003.-№ 19.-С.20-21.

127.      Сухов В. Г. Выявление и развитие творческих способностей школьников к точным наукам // Школа.-2002.-№ 1.-С.4-6.

       128. Теплов Б. Общие и специальные элементы музыкальной одаренности // Искусство в школе.-1996.-N 4.-С.41-47.

       129. Тищенко Е.Г. Дидактические условия развития одаренности детей (По материалам зарубежных исследований) // Начальная школа: Плюс-минус. -2000.-N 3.-С.55-57.

       130.Тищенко Е.Г. Как выявляют одаренных детей в американских шко­лах// Педагогическая диагностика.-2003.-N 1.-С.47-53.

       131. Ушаков Д.В. Государственное и негосударственное образование для одаренных детей. Проблемы и возможные решения // Образование.-1999.-N 4.-С.19-24.

      132.  Фалькович И.В.   Одаренные дети  // Школа.-2000.-N 4.-С.37-38.

       133. Фролова Т. Большие амбиции маленькой школы // Директор школы. -2004.-N 8.-С.53-56.

       134. Хайнбокель А. "Прыжок" через класс // Лучшие страницы педаго­гической прессы.-2004.-N 3.-С.38-42.

       135.Хорохорина Ю.Н. Детская одаренность: психолого-педагогическое сопровождение // Бюллетень программно - мет. мат-ов для учреждений дополнит. образования детей.-2002.-N 5.-С.33-36.

       136. Хромов Т.В. Школьные учителя и одаренные дети // Современная школа.-1999.-N 1-3.-С.91-92.

       137.  Хромова Т.   Одаренные дети  // Воспитание школьников.-1997.-N4.-С.6-9.

     138.  Хромова Т.В., Юркевич В.С. Метод развивающего дискомфорта в ра­боте с одаренными детьми и подростками // Образование.-1999.-N 4.-С.95-99.

     139. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одаренными детьми // Образование в современной школе.-2004.-N 7.-С.32-39.

     140. Чудасова Л. Аксиологические аспекты воспитания одаренных детей в отечественной педагогике начала ХХ века // Образование и рынок.-1997.-N 2.-С.59-64.

     141.  Шебеко В., Булах А.   Одаренность и психомоторика  // Обруч.-2004.-N 3.-С.17-20.

      142. Шебланова Е. Зачем определять одаренность школьников? // Луч­шие страницы педагогической прессы.-2002.-N 5.-С.71-79.

      143. Шевченко Т.Л. МАГНИ: Воспитательная работа: Малая академия гим­назических наук и искусств //Классный руководитель.-1998.-N 4.-С.27-34.

      144. Шубина Л.М., Живетьева Н.А. Обучение детей адекватно их разви­тию // Методист.-2003.-N 6.-С.41-47.

       145. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии.-1996.-N 3.-С.34-43.

       146. Шумакова Н.Б. Как можно учить одаренных детей младшего школь­ного возраста // Начальная школа: плюс-минус.-2000.-N 3.-С.42-46.

       147. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Вопросы психологии.-2004.-N 1.-С.119-127.

      148. Шуман С.Г. К вопросу о формировании гениальности // Образова­ние в современной школе.-2002.-N 9.-С.18-21.

      149. Щебланова Е. Диагностика одаренности младших школьников // Народное образование.-2001.-N 1.-С.150-156.

      150. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии.-1998.-№ 4.-С.111-122.

      151. Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-лич­ностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии.-1999.-N 6.-С.36-47.

     152. Щебланова Е.И. Развитие одаренных младших школьников: традиц­ионное и междисциплинарное обучение // Начальная школа: Плюс-минус.- 2000.-N 3.-С.36-41.

      153. Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии.-2003.-N 3.-С.132-145.

      154. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследова­ния одаренности // Вопросы психологии.-1994.-N 6.-С.134-140.

      155. Щербо И.Н. Педагогическая система "Одаренный ребенок": Московс­кая шк. №1071 // Образование.-1999.-N 4.-С.68-73.

      156. Элькинд Т.К. Работа с одаренными детьми в системе дополнитель­ного образования лицея //Дополнительное образование.-2001.-N 10.-С.37-39.

      157. Юркевич В.С., Хромова Т.В. О новом методе работы с одаренными детьми // Начальная школа: плюс-минус.-2000.-N 3.-С.47-50.

      158. Яковенко Т. Диагностируем одаренность // Народное образова­ние.1998.N 2.С.85-86.

      159. Яковлев Е.Л. Развитие творческой одаренности у младших школь­ников // Начальная школа: плюс-минус.-2000.-N 3.-С.11-17.

      160. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школь­ника // Вопросы психологии.-1996.-N 3.-С.28-34.

Книги

1.      Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.

2.      Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

3.      Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. : Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.

4.Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.

5.       Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.

6.      Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.:  Знание, 1991.

7.                Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)

8.      Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / Ред. Н. И. Чуприкова.- М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

9.      Лай В.А. Экспериментальная дидактика. – С-Петербург, Изд-во И.Д.Сытина, 1914, Гл.У. (Одаренность и оценка),С.465-497.

10.   Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.

11.   Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000

12.   Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.

13.  Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

14.   Одаренные дети //Педагогический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-     Бад. – М.: Большая российская Энциклопедия. 2002. С.178.

15.  Одаренность //Современный словарь по педагогике /Сост.  Е.С .Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2001. С.532-535.

16.   Одаренность //Педагогическая энциклопедия. /Гл. ред. И.А.Каиров. – М.: Сов. Энциклопедия,1966, Т.3. С.186-187.

17.   Одаренность //Словарь-справочник по педагогике /Авт,-сост. В.А. Мижериков. –М.: ТЦ Сфера, 2004. С.249-250.

18.             Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

19.   Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог. колледж, 1997.

20.   Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.

21.    Пидкасистый П.И., Чудновская В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Пед. общество России,1999.

22.    Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.

23.   Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.

24.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.

25.    Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами иску­сства.- М.: Пед. общ-во России,1999.

26.   Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. посо­бие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.

27.    Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.

28.    Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.

29.   Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

30.  Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.

31.   Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп.,  перераб.-СПб.: Питер, 2002.

32.   Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика про­дуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

33.         Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П.Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.

34.   Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".